Главная страница Об Атласе Содержание Справочный раздел English Summary

КУЛЬТУРА
Культурное и природное наследие России

Кругобайкальская железная дорога

Тоннель в скалах
Кругобайкальская железная дорога — это уникальный историко-архитектурный и инженерно-ландшафтный комплекс, расположенный на узкой полосе юго-западного побережья озера Байкал и охватывающий участок от железнодорожной станции Байкал до железнодорожной станции Слюдянка. Дорога и территория, прилегающая к ней, включают в себя памятники инженерно-технического искусства (тоннели и галереи, мосты и виадуки, подпорные стенки), памятники архитектуры, а также многочисленные памятники природы — геологические, зоологические и ландшафтные. Искусственные сооружения и гражданские объекты гармонично вписаны в суровый и неповторимый по красоте байкальский ландшафт.
Кругобайкальская железная дорога — часть Транссибирской магистрали. В 1891 г. император Александр III издал указ о начале строительства магистрали, «повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений». Строительство велось в два периода (1899–1905 гг. и 1911–1915 гг.). По сложности инженерно-технических работ и по трудности их выполнения Кругобайкальская железная дорога превзошла все построенные рельсовые пути в мире, и в целом ознаменовала собой верх сложности инженерного искусства в России начала XX в. К 1900 г. была проложена
Панорама участка Кругобайкальской железной дороги
дорога от Иркутска до станции Байкал (72 км). В начале 1902 г. началось строительство Кругобайкальского участка магистрали вдоль скального берега озера Байкал. Железнодорожный путь по берегу был построен в основном за 2 года и 3 месяца и сдан в эксплуатацию почти на год раньше намеченного срока. 15 октября 1905 г. было открыто постоянное движение.На трассе дороги было построено: 41 тоннель, около 500 мостов, виадуков, каменных и железобетонных галерей, подпорных стенок. Протяжённость участка составила 89 км. Строительство тоннелей велось вручную с использованием взрывчатых веществ (лишь некоторые тоннели делались с помощью электро- и пневмоперфораторов). Самый длинный тоннель — через мыс Половинный — имеет длину 777,5 м, а самый крупный однопролётный мост длиной 124 м пересекает бухту Берёзову. Окончание строительства первого этапа дороги было ознаменовано созданием своеобразного памятника — мраморного вокзала. Его построили на станции Слюдянка, сложив наружные стены из белого неотшлифованного местного мрамора. После окончания русско-японской войны в 1905 г. на Транссибирской магистрали от Омска до станции Карымской начали строить второй путь. Все работы, в том числе и на Кругобайкальской дороге, закончились в 1915 г.
Кругобайкальский участок железнодорожной магистрали составлял 260 км от станции Иннокентьевская (ныне станция Иркутск-Сортировочный) до станции Мысовая (Бабушкин) и до 1956 г. являлся звеном Транссибирской магистрали. После строительства плотины Иркутской ГЭС и образования Иркутского водохранилища часть пути по левому берегу реки Ангара от Иркутска до порта Байкал была затоплена, новый участок Транссиба Иркутск–Култук был проложен западнее по сложному горному рельефу. После этого самый сложный и уникальный в инженерном отношении участок Кругобайкальской железной дороги (от поселка Култук на южной оконечности озера Байкал до порта Байкал в истоке реки Ангара) превратился в тупик длиной 85 км и потерял эксплуатационное значение.
Каменный виадук
В настоящее время Кругобайкальская железная дорога представляет собой комплексный историко-архитектурный и инженерно-ландшафтный памятник федерального значения, входящий в зону Прибайкальского государственного природного национального парка и  береговую зону памятника природы Всемирного наследия ЮНЕСКО — озера Байкал. По насыщенности уникальными инженерными и архитектурными сооружениями (сохранилось 38 тоннелей, 18 галерей, 248 виадуков и мостов, 268 подпорных стенок, 172 архитектурных памятника) и по красоте окружающих  ландшафтов этот участок железной дороги не имеет равных в мире. Сегодня по этому участку круглогодично функционирует туристический экспресс по маршруту Иркутск — Слюдянка — порт Байкал.

МУЗЕЙ «ТАЛЬЦЫ»

Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» — уникальное собрание памятников истории,  архитектуры и этнографии народов Восточной Сибири XVII–XX вв. Располагается на правом берегу реки Ангара, в Тальцинском урочище, на 47 км Байкальского тракта по дороге от Иркутска к озеру Байкал. Площадь музейной территории 67 га. В музее собрано 78 архитектурых памятников оборонного, культового и гражданского зодчества народов Иркутской области, а также этнографические коллекции ХVII–ХХ вв., отражающие материальную и духовную культуру этносов и этнических групп Прибайкалья: бурят, эвенков, тофов, русских и переселенцев (украинцев, белорусов, голендров, татар и поляков).
Идея создания музея возникла в связи со строительством ГЭС на реке Ангара и затоплением берегов рек Ангара и Илим. Иркутские ученые, обеспокоенные судьбой памятников сибирского деревянного зодчества, которые могли оказаться на дне строящегося Усть-Илимского водохранилища, предложили создать под Иркутском музей под открытым небом. Первыми ценнейшими памятниками, вывезенными из зоны затопления и первыми экспонатами музея стали Спасская проезжая башня Илимского острога — уникальный образец оборонного зодчества XVII в. и Казанская привратная часовня Илимского острога — древнейшая из сохранившихся в Сибири православных культовых зданий XVII в.
Формирование структуры музея проводится путём строительства историко-культурных зон.
В структуру музея входят следущие зоны: Ангаро-Илимская, Верхоленская, Трактовая, Витимская золотопромышленная, Переселенческая, Археологическая, Бурятская, Тофаларская, Эвенкийская и Рабочая слобода. Ангаро-Илимская экспозиционная зона  включает памятники деревянного зодчества Прибайкалья XVII – начала XX вв., преимущественно вывезенные с территории Братского и Усть-Илимского районов Иркутской области и представлена несколькими группами. Комплекс «Волостное село» воссоздаёт административный центр конца XIX – начала XX вв. и включает в себя церковно-приходскую школу, усадьбу псаломщика, усадьбу городового казака. Главной достопримечательностью комплекса являются: Спасская проезжая башня Илимского острога (1667 г.) и действующая Казанская церковь (1669 г.) Картину жизни старожильческого населения Прибайкалья дополняют каскад водяных мельниц конца XIX в., деревня-малодворка, состоящая из крестьянских усадеб XVII–XIX вв., сельский погост и покосная заимка.
О быте и особенностях жизни коренных народностей Прибайкалья — бурятов, эвенков и тофаларов рассказывают эвенкийские и тофаларские стойбища, комплекс эвенкийских захоронений и бурятский улус-летник, состоящий из шести деревянных юрт начала XIX в. В стадии строительства находится Бурятский маломорский рыболовецкий стан, православный миссионерский бурятский стан и улус-зимник. Формируются Тофаларская и Трактовая экспозиционные зоны.


Спасская проезжая башня
Илимского острога
Бурятский улус-зимник Деревня-малодворка

 

 

наверх    
 
 

© Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии 
(РОСРЕЕСТР)