Главная страница Об Атласе Содержание Справочный раздел English Summary

КУЛЬТУРА
Культурное и природное наследие России

Москва. Новодевичий монастырь

Новодевичий Смоленской иконы Пречистой Богородицы женский монастырь основан великим князем московским Василием III в 1524 г.
В июле 1514 г. русские войска вернули в состав Московского государства старинный русский город Смоленск. Через 9 лет Василий III, отправляясь в поход против татар, дал обет построить монашескую обитель в честь присоединения Смоленска. Крепость-монастырь заложили юго-западнее столицы возле Девичьего поля, на излучине Москвы-реки, на её левом берегу. Монастырь стал важным звеном оборонительного полукольца обителей-сторожей, защищавших столицу с юга.
Оборонное значение Новодевичьего монастыря было велико. Его стены и башни, возводившиеся в соответствии с последними достижениями военного дела, могли выдерживать артиллерийские обстрелы. В XVI в. длина крепостных стен составляла 638 м, основными звеньями обороны являлись 10 башен.
В конце XVI в. площадь монастыря была несколько расширена, вместо деревянных стен возвели кирпичные, соорудили ещё две башни. Первой кирпичной постройкой Новодевичьего монастыря стал Смоленский собор, возведённый при Василии III в конце 1520-х гг. Построены были и другие храмы, трапезная, караульные палаты. Монастырь охранялся гарнизоном в 300–350 стрельцов.
В 1571 г. монастырь пострадал от рук крымцев: войска хана Девлет-Гирея, разорившие Москву и устроившие пожар, сожгли и его. Вскоре монастырь, как важный оборонительный пункт, был отстроен заново. Через 20 лет, в 1591 г., под его стенами вновь показались крымские татары во главе с Казы-Гиреем. Интенсивный артиллерийский огонь вынудил врага отступить. Этот поход крымских татар на Москву стал последним.
В разное время в монастыре находились: невестка Ивана Грозного Ульяна, вдова убитого им сына Ивана Елена. Одной из наиболее известных монахинь являлась сестра Бориса Годунова Ирина, постриженная здесь под именем Александры, вдова царя Фёдора Иоанновича. Борис Годунов жил в монастыре у сестры, когда 21 февраля 1598 г. туда явилась делегация бояр и духовенства, прося его принять царство. Впоследствии дочь Бориса Годунова Ксения тоже приняла здесь монашество. С 1689 г. по приказу Петра I в монастыре фактически находилась в ссылке его сестра царевна Софья. Пострижена она была только в 1698 г. после подавления стрелецкого бунта. Троих стрельцов, поддерживавших претензии Софьи на трон, повесили во дворе монастыря. Первую жену Евдокию Лопухину Пётр I также отправил сюда доживать свои дни.
При Борисе Годунове в монастыре велось интенсивное строительство: деревянные стены и башни заменили каменными, обновили обветшавшую трапезную, в соборе на средства царя заменили иконостас. В годы cмуты Новодевичий монастырь сильно пострадал. Несколько раз его захватывали польско-литовские войска, в 1611 г. они сожгли часть зданий. В августе 1612 г. во время освобождения столицы народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским недалеко от Новодевичьего монастыря состоялось большое сражение. Русским войскам удалось одержать победу.
Со 2-й половины XVII в. обитель теряет значение крепости. В последней трети XVI в. комплекс Новодевичьего монастыря был перестроен. По приказу Софьи перестроили крепостные стены и башни, над проездными воротами возвели новую трапезную с Успенской церковью, две надвратные церкви, колокольню, здания келий, больницу и множество хозяйственных построек, караульни. К концу XVII в. архитектурный ансамбль монастыря в основном сложился.
Во время Отечественной войны 1812 г. французские войска, занявшие Новодевичий монастырь, устроили в нём провиантские склады. Перед уходом они заминировали собор и другие монастырские постройки, однако монахини смогли предотвратить катастрофу.
В 1922 г. Новодевичий монастырь был закрыт, с 1934 г. на его территории организовали филиал Государственного исторического музея. Вновь он стал монастырём в 1994 г.
Некрополь Новодевичьего монастыря служил местом захоронения многих выдающихся сынов Отечества. Здесь нашли свой покой поэт-партизан Денис Давыдов, историк С. М. Соловьёв, его дети — философ В. С. Соловьёв, литератор Вл. С. Соловьёв, писательница П. С. Соловьёва, известный археолог граф А. С. Уваров, декабристы С. П. Трубецкой и М. И. Муравьёв-Апостол, писатели М. Н. Загоскин, И. И. Лажечников, А. Ф. Писемский, А. И. Эртель, А. П. Чехов, историк М. П. Погодин, поэт А. Н. Плещеев, соратники царя-реформатора Александра II братья Милютины, композитор А. Н. Скрябин, генерал А. А. Брусилов. В первой половине XIX в. несколько западнее трапезной, примыкающей к Успенской церкви, был построен небольшой мавзолей семьи Волконских.
С юга к монастырю примыкает Новодевичье кладбище. Здесь находятся могилы Н. В. Гоголя, М. А. Булгакова, А. С. Хомякова, М. Н. Ермоловой, многих государственных деятелей и мастеров культуры советской эпохи.

УСАДЬБА «КУСКОВО»

Первое упоминание о Кускове, как подмосковной усадьбе боярина В. А. Шереметева относится к началу XVI в. В роду Шереметевых усадьба Кусково оставалась более четырёхсот лет. Расцвет Кусково связан с именем Петра Борисовича Шереметева, сына знаменитого фельдмаршала Б. П. Шереметева, героя Полтавской битвы.
Усадьба Кусково — уникальный памятник художественной культуры XVIII в. Роскошная летняя резиденция графов Шереметевых, насыщенная множеством уникальных сооружений и устройств, предназначалась для пышных приёмов гостей, многолюдных театрализованных празднеств и гуляний. До наших дней сохранилось более 20 уникальных памятников архитектуры, среди которых следует особо выделить Дворец, Грот, Большую Каменную Оранжерею, старинную церковь и др.
Центром ансамбля является Дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров, состоящее из первоклассных произведений русского и западноевропейского изобразительного искусства; уникальная коллекция живописи XVIII в., дарственные портреты русских императоров и нескольких поколений хозяев усадьбы — Шереметевых. Дворец был построен в 1769–1775 гг. архитектором К. Бланком по проекту Ш. де Вайи в стиле раннего классицизма с элементами барокко. Основным строительным материалом было дерево, за исключением каменного цокольного этажа. Грот (1755–1761 гг.) построен под руководством Ф. С. Аргунова, а отделка завершена И. Фохтом и М. Зиминым. Это сооружение — одно из наиболее интересных построек кусковской усадьбы. Оно представляет трёхчастный каменный павильон в стиле барокко на трехступенчатом цоколестилобате, который щедро декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах, львиными масками над окнами, картушами над дверьми. Эрмитаж (1765–1766 гг.) построен под руководством К. Бланка в стиле барокко и является одним из лучших памятников парковой архитектуры в русском зодчестве XVIII в.
Большая Каменная оранжерея (1761–1783 гг.) была построена по проекту Ф. С. Аргунова. Большой центральный павильон с характерным для барокко решением фасада и декора соединен легкими застекленными галереями с меньшими боковыми павильонами. В центре павильона устроен воксал (зал для концертов и танцев), а для музыкантов был отведен внутренний балкон. Итальянский домик построен под руководством Ю. И. Кологривова в 1754–1755 гг. Среди других ценнейших архитектурных памятников: Голландский домик (1749 г.), церковь Спаса Всемилостивого (1737–1742 гг.), колокольня (1792–1793 гг., по проекту арх. А. Миронова и Г. Дикушина). Особую ценность представляет хорошо сохранившийся регулярный парк с мраморной скульптурой, прудами и оригинальными павильонами.
Церковь Спаса Всемилостивого и колокольня Грот
В XIX в. Кусково стало популярным дачным местом для любителей отдыха в Подмосковье. С 1918 г. в Кусково открыт музей. В 1919 г. усадьба получила статус Государственного музея, а с 1938 г. была объединена с музеем керамики. Сегодня это один из крупнейших в мире музеев, где сохраняется уникальная коллекция керамики и стекла различных стран мира и эпох — от античности до современности. В его фондах сосредоточено свыше 30 тыс. произведений русского и зарубежного искусства: замечательные образцы итальянской майолики, венецианского, английского и русского стекла, мейсенского, севрского и восточного фарфора. Особой гордостью музея являются уникальные коллекции русского фарфора российских мануфактур, начиная с XVIII в.
Музей ведёт активную выставочную деятельность. Особое внимание уделяется организации и проведению театрально-зрелищных программ, приемов и гуляний. В летнее время в танцевальном зале Дворца проводятся концерты и музыкальные фестивали с участием русских и зарубежных исполнителей.

 

 

наверх    
 
 

© Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии 
(РОСРЕЕСТР)