Главная страница Об Атласе Содержание Справочный раздел English Summary

КУЛЬТУРА
Культурное и природное наследие России

Московская область. Сергиев Посад

СЕРГИЕВ ПОСАД (с 1930 по 1991 г. — город Загорск) — районный центр в Московской области.
С конца XIV в. расположенные вокруг Троицкого мужского монастыря, основанного Сергием Радонежским, сёла и слободы (с. Клементьево, с. Кокуево, Служние слободы и позднее Иконная, Поварская и Конюшенная слободы сливаются воедино и в 1782 г. были названы Сергиевым (Сергиевским) Посадом.
С XV–XVI вв. Сергиев Посад становится центром народных ремёсел. Здесь осуществлялась резьба по дереву и кости, роспись по дереву, производство игрушек. В XVIII – начале XХ вв. жители Сергиева Посада специализировались на торговле и обслуживании многочисленных паломников.
В 1919 г. посад был преобразован в город Сергиев.
В 1920 г. в городе был открыт историко-художественный музей, где собраны коллекции русской иконописи, декоративно-прикладного искусства XIV–XX вв., произведения народного искусства XVIII – начала XX вв. В 1931 г. сюда из Москвы был переведён музей игрушки с богатой коллекцией отечественных и зарубежных экспонатов. В Сергиевом Посаде находятся Научно-исследовательский институт игрушки и художественно-промышленное училище по производству игрушки.
Архитектурно-исторический комплекс Сергиева Посада, кроме Троице-Сергиевой лавры, включает церкви: Пятницкую, Введенскую, Вознесенскую, Успенскую, Ильинскую, Воскресенскую, а также Красногорскую часовню, Источник преподобного Саввы Сторожевского, историко-художественный и краеведческий музеи, музей игрушки.
В городе жил философ и учёный П. А. Флоренский.
С 1960-х гг. Сергиев Посад стал частью многих туристских маршрутов как для россиян, так и для иностранных туристов. С 1969 г. город включён в «Золотое кольцо России».

Троицкий собор Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Историческое ядро города составляет Свято-Троице Сергиева лавра, ставропигиальный мужской монастырь, основанный в 1337 г. преподобным Сергием Радонежским, как Троицкий, и уже в XIV в. ставший выдающимся духовным и культурным центром Московского княжества, а затем и всего Русского государства.
За свою долгую историю Троицкий монастырь неоднократно подвергался нападениям неприятеля. В 1380 г. Сергий Радонежский благословил московского князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву — на борьбу с Золотой Ордой.
Древнейшей постройкой на территории Троице-Сергиевой лавры и его главной доминантой является Троицкий собор (1422–1425 гг.), в котором почивают святые мощи игумена преподобного Сергия Радонежского. Для постройки собора были приглашены выдающиеся зодчие, придавшие собору все характерные черты ранней московской архитектуры. Собор представляет собой четырёхстолпный крестово-купольный храм, сложенный из тёсаных белокаменных блоков и отличается небольшими размерами и скромным резным декором.
Роспись интерьера Троицкого собора сделана выдающимися художниками того времени Андрем Рублевым и Даниилом Чёрным, которые руководили артелью иконописцев. Именно для этого собора Андрей Рублев написал свою знаменитую «Троицу», которая находилась здесь до 1929 г., а затем была передана Государственной Третьяковской галерее (в соборе находится её копия). Андрей Рублев и мастера его круга создали и многие другие росписи, включая три ряда иконостаса. К сожалению, впоследствии росписи и интерьеры собора были очень сильно разрушены. В иконостасе храма остались иконы, написанные Андреем Рублевым.
Во второй половине XVI в. ансамбль монастыря пополнился Успенским собором (1559–1585 гг.), а также крепостными стенами и башнями. Успенский собор на центральной площади монастыря строили на средства Ивана IV Грозного, и по его указанию он должен был повторить облик Успенского собора Московского Кремля, но в несколько увеличенных размерах. Получился массивный пятиглавый храм, в отличие от кремлевского образца сложенный не из камня, а из кирпича. В XVII в. собор был расписан ярославскими мастерами, и эта роспись сохранила до наших дней свой первоначальный вид. В дальнейшем собор также неоднократно перестраивали. В 1606 г. здесь были погребены русский царь Борис Годунов с женой и сыном, перенесённые сюда из Москвы.
За алтарём Успенского собора с северной стороны похоронен Иван Сергеевич Аксаков (1886 г.).
Поражают своей величественностью и красотой церковь Сошествия Святого Духа (1476 г.), Шатровая церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах (1635–1637 гг.), церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной (1687–1692 гг.), построенная в стиле московского барокко. К числу памятников церковного зодчества XVIII в. относятся церковь преподобного Михея Радонежского (1734 г.) и церковь Смоленская (1746–1753 гг.). Белая 88-метровая пятиярусная колокольня (1741–1770 гг.) была создана по проекту выдающегося московского зодчего Д. В. Ухтомского.
В 1540–1550 гг. монастырь был окружён мощной каменной стеной с 11 башнями и включён в стратегическую систему обороны подступов к Москве.

В 1608–1610 гг. обитель выдержала осаду польско-литовского 30-ти тысячного войска Я. Сапеги и А. Лисовского, активно поддерживала ополчение К. М. Минина и Д. М. Пожарского.
Ко второй половине XVII в. относится Путевой дворец царя Алексея Михайловича — Царские чертоги. Государь часто приезжал сюда в сопровождении свиты из 500 человек. Внутри здания богатая лепнина и изразцовые печи, две из которых сохранились до настоящего времени.
В 1744 г. монастырь получил статус лавры.
С 1814 г. на территории Троице-Сергиевой лавры в бывших Царских чертогах располагается Московская Духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 г. Переведена она сюда из Москвы после пожара 1812 г. Здесь же в Троице-Сергиевой лавре находится и семинария (1742 г.). Московская духовная академия и семинария готовят священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, церковных работников. В академии и семинарии получают заочное образование клирики Русской Православной Церкви из разных епархий. При семинарии действуют регентская и иконописная школы.
В XVI–XIX в. вокруг Троице-Сергиевой лавры возникло целое созвездие исторически связанных с ней монастырей и скитов. Среди них особое место занимают Черниговский скит (1844 г.); Спасо-Вифанский монастырь в честь Преображения Господня (1783 г.), мужской; Боголюбская киновия (1858 г.) и скит Параклита (Святого Духа-Утешителя).
На кладбище Черниговского скита похоронены К. Н. Леонтьев (1891 г.), В. В. Розанов (1919 г.) и другие известные деятели русской культуры.
В 1919 г. Троице-Сергиева лавра была закрыта, а в 1920 г. объявлена музеем. С 1940 г. она становится Государственным историко-художественным музеем-заповедником. Возрождение обители началось в 1946 г. богослужением в Успенском соборе. С этого времени монастырь продолжает играть выдающуюся роль в жизни Русской Православной Церкви. В 1993 г. архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В стенах Троице-Сергиевой лавры в 1971, 1988 и 1990 гг. проходили Поместные Соборы Русской Православной Церкви. Кроме престольных праздников, совершаются торжественные богослужения и крестные ходы.

При Троице-Сергиевой лавре существует паломнический центр, который занимается приёмом гостей и паломников.

 

 

наверх    
 
 

© Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии 
(РОСРЕЕСТР)