Главная страница Об Атласе Содержание Справочный раздел English Summary

КУЛЬТУРА
Культурное и природное наследие России

Санкт-Петербург. Музей-заповедник "Царское село"

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ЦАРСКОЕ СЕЛО»

Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село» находится в городе Пушкине.
В XVIII в. здесь находилась Сарская мыза, подаренная Петром I сначала А.Д. Меншикову (после 1703 г.), а затем в 1710 г. — Екатерине, будущей супруге и императрице. После 1725 г. Сарская мыза превратилась в императорскую резиденцию и получила название «Царское Село», где в середине XVIII – начале XIX вв. создан уникальный дворцово-парковый ансамбль. Построенный в 1717–1723 гг. небольшой каменный дворец (арх. Браунштейн), значительно расширенный в 1743–1751 гг. (арх. А. В. Квасов и С. И. Чевакинский), был полностью перестроен в 1751–1756 гг. (арх. В. Растрелли) и стал одним из лучших памятников архитектуры русского барокко. В 1770–1780-е гг. возведены Церковный и Зубовский флигели Большого Екатерининского дворца и корпус, где впоследствии (после перестройки его В. П. Стасовым в 1811 г.), разместился Царскосельский лицей. В 1780–1793 гг. к дворцу пристроен павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами и Камеронова галерея (арх. Ч. Камерон). Внутренние покои Екатерининского дворца неоднократно перестраивались.
Зубовский флигель Большого Екатерининского дворца Китайская беседка
Екатерининский парк состоит из регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. В 1720–1721 гг. был разбит Старый сад (под руководством голландских мастеров садово-паркового дела Я. Роозена и И. Фохта), расширенный, перепланированный и окружённый каналом в середине XVIII в. В 1770-х гг. южнее дворца был устроен пейзажный Английский парк (арх. В. И. Неёлов, садовый мастер И. Буш). Водные поверхности, занимающие пятую часть территории Екатерининского парка, стали в эти годы неотъемлемой частью его образа. Благодаря естественному склону местности к северо-востоку, все водоёмы оказались связаны в единую самотечную систему с бурными водопадами.
Царскосельские парки украшают многочисленные павильоны и декоративные сооружения: Эрмитаж (1743–1754 гг., арх. М. Г. Земцов, С. И. Чевакинский, В. Расстрелли), Грот (1749–1761 гг., арх. В. Растрелли, А. Ринальди), Концертный зал (1782 г., арх. Дж. Кваренги), Китайская деревня (1782–1796 гг., арх. В. И. Неёлов, Ч. Камерон), Арсенал (1830–1834 гг., арх. А. А. Менелас) и др. Особенностью царскосельских парков стало появление в них памятников в честь побед русской армии и флота в русско-турецкой войне. В 1770–1780 гг. были воздвигнуты Башня-руина, Чесменская, Морейская, Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад. Сооружённые по указу Екатерины II, они прославляли величие её царствования.
В 1792–1800 гг. в Царском Селе был построен Александровский дворец (арх. Дж. Кваренги) — выдающийся памятник русского классицизма. Он был заложен при Екатерине II к бракосочетанию её любимого внука Александра. С 1904 г. дворец стал постоянной резиденцией императора Николая II. Александровский парк площадью 200 га состоит из регулярной части (Новый сад) и пейзажного парка с многочисленными сооружениями.
Царское Село на протяжении двух веков служило летней парадной резиденцией российских императоров. После революции 1917 г. дворцово-парковый ансамбль стал музеем; Екатерининский и Александровский дворцы открылись для посетителей в 1918 г. Экспозиция Александровского дворца состояла из исторических интерьеров и жилых апартаментов семьи Романовых.
Большой Екатерининский дворец
С началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. наиболее ценная часть коллекции музея была эвакуирована. Во время фашистской оккупации, продолжавшейся более двух лет, серьёзно пострадал дворцово-парковый ансамбль: Екатерининский дворец превратился в руины, парковые павильоны были частично или полностью разрушены. В парках Царского Села было утрачено 25 мостов, около 50 плотин, дамб и каскадов. Восстановительные работы, начавшиеся в 1950-гг., стали беспрецедентными в мировой реставрационной практике. Реставрация осуществлялась с применением традиционных материалов и технологий мастеров XVIII–XIX вв., которые изучались на основе документальных источников. Первые залы Большого Екатерининского дворца открылись для посетителей в 1959 г.
Александровский дворец, где размещался во время оккупации немецкий штаб и гестапо, после войны был законсервирован. Восстановительные работы начались в 1947–1951 гг., затем дворец был передан Военно-морскому ведомству. После реставрационных работ в 1996 г., осуществлённых по гранту Всемирного фонда памятников, с 1997 г. в бывших личных апартаментах Николая II и Александры Фёдоровны открылась постоянная экспозиция «Воспоминания об Александровском дворце». Впоследствии дворец был передан музею-заповеднику.
Статус заповедника был присвоен дворцам и паркам города Пушкина в январе 1983 г., современное название музей получил в 1990 г. В настоящее время он относится к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, а также включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Государственный музей-заповедник «Царское Село» — памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства XVIII – начала XX вв., где представлены уникальные памятники архитектуры барокко и классицизма. Более 100 архитектурных сооружений разнообразного характера — дворцов, монументальных памятников, павильонов, мостов — находятся на территории Екатерининского и Александровского парков, общая площадь которых составляет 300 га.


МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ПАВЛОВСК»

Государственный музей-заповедник «Павловск» находится в городе Павловске.
Основанный в 1777 г. Екатериной II как великокняжеская резиденция, Павловск превратился при Павле I в императорскую резиденцию (1796–1801 гг.), а после его смерти стал местом проживания вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны (до 1828 г.). С 1829 по 1917 гг. Павловск — усадьба великих князей династии Романовых.
Большой дворец, построенный в 1782–1799 гг. (арх. Ч. Камерон, В. Ф. Бренна), образует композиционный центр уникального дворцово-паркового ансамбля и считается одним из совершеннейших творений русского классицизма. Расположенный на высоком холме, он окружён регулярным парком, который затем сменяется пейзажным. Парк формировался с 1772 по 1828 гг., в нем возведены парковые павильоны и другие сооружения: Колоннада Аполлона (1781–1783 гг.), Храм Дружбы (1782–1783 гг., арх. Ч. Камерон), Молочня (1782 г., арх. Ч. Камерон), Вольер (1782–1783 гг., арх. Ч. Камерон), Пиль-Башни (1795–1797 гг., арх. В. Ф. Бренна); Холодная баня (1799 г., арх. Ч. Камерон), Круглый зал (1799–1800 гг., арх. Ч. Камерон, В. Ф. Бренна), Павильон трёх граций (1800–1801 гг., арх. Ч. Камерон, П. Д. Шретер), Мавзолей (1805–1808 гг., арх. Ж. Тома де Томон), Розовый павильон (1812–1814 гг., арх. А. Н. Воронихин), Памятник родителям (1786–1787 гг., арх. Ч. Камерон).
Павловский парк украшают многочисленные мосты, лестницы, скульптурные памятники, органично вписанные в композицию садово-паркового ансамбля.
Архитектурно-парковый ансамбль Павловска — это единая, неразрывная, уникальная рукотворная среда, созданная благодаря гению архитекторов и мастеров садово-паркового искусства, слиянием архитектурных сооружений и ландшафта.
Собранные императрицей Марией Фёдоровной в Большом дворце и павильонах уникальные коллекции античной скульптуры, западноевропейской живописи и графики, предметов декоративно-прикладного искусства и ценные естественнонаучные коллекции сохранялись до революции 1917 г.
В 1918 г. на основе дворцово-паркового ансамбля был открыт музей: воссозданы интерьеры дворца, в парковых павильонах (Розовом павильоне и домике «Крик») созданы музейные экспозиции.
В августе 1941 г. началась эвакуация коллекций музея в тыл, в результате которой были сохранены наиболее ценные предметы музейного собрания. Большой дворец, парковые павильоны, мосты и другие сооружения были разрушены, многие объекты заминированы. На территории парка погибло 70 тыс. деревьев.
Восстановительные работы начались в 1944 г.; парк открылся для посетителей в 1950 г. Первые залы Большого дворца были отреставрированы в 1957 г.; в 1977 г. завершилась реставрация интерьеров, которые представляют собой исключительные по художественному уровню образцы отделки интерьеров эпохи классицизма.
В Павловске воссозданы основные парковые ландшафты, отличающиеся богатством видовых перспектив. На территории парка отреставрированы и открыты для посещения павильоны и другие сооружения: Храм Дружбы, Молочня, Холодная баня, Вольер, Розовый павильон.
Музей-заповедник «Павловск» — уникальный архитектурно-парковый ансамбль в стиле классицизма, один из шедевров мирового искусства. В настоящее время включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Большой дворец Интерьер приемной залы Кентавр

 

 

наверх    
 
 

© Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии 
(РОСРЕЕСТР)