Главная страница Об Атласе Содержание Справочный раздел English Summary

КУЛЬТУРА
Культурное и природное наследие России

Объекты промышленно-хозяйственной архитектуры

Дозорная башня Невьянского завода (город Невьянск, Свердловская область)

Производство. Уже к концу I тысячелетия в Новгороде было развито кузнечное дело. В эпоху средневековья и в последующие годы оно распространилось по всей территории Центральной России. В Москве в XVIII в. работали около трёхсот кузниц. Череда белокаменных кузниц сохранилась с XVIII в. в небольшом городе Старица Тверской области.
После присоединения Сибири к России (в конце XVI в.) началось интенсивное развитие горной промышленности на Урале. Дозорная башня Невьянского завода (Свердловская область) — крупное и стройное высотное сооружение 1-й четверти XVIII в. Оно хорошо сохранило первоначальный облик с чертами древнерусского зодчества, тогда как многие промышленные сооружения Урала неоднократно меняли свою внешность из-за неизбежной модернизации производства и увеличения его объёма.
Крупное производство вносило свои вариации и в европейские архитектурные стили. Барокко повлияло на облик медеплавильных печей Полевского завода на Урале и первого сереброплавильного завода в Барнауле, а классицизм сначала делал производственные корпуса очень похожими на жилые усадебные постройки: например, цеха по выделке полотна и бумаги в городе Козельске и в посёлке Полотняный Завод Калужской области, игольные фабрики в сёлах Старожиловского района Рязанской области (Истье, Столпцы, Коленцы), железоделательный завод в посёлке Гусь-Железный (Рязанская область), текстильная фабрика в подмосковной Павловой Слободе. Затем промышленные технологические процессы властно меняли пропорциональный строй и весь внешний вид заводских корпусов (оружейные заводы в Ижевске и Воткинске; Баранчинский, Нижне-Салдинский, Лайский и Пожевский заводы на Урале; золотопромывальня при уральском Первопавловском прииске). На рубеже XVIII и XIX вв. самой развитой отраслью российской промышленности стала текстильная, с главными центрами в Москве, Петербурге и Иваново-Вознесенске. С XIX в. индустриальные предприятия стали во многом определять инфраструктуру многих городов и рабочих посёлков России.
Традиционная, древнерусская методика добычи соли ещё в последней трети XX в. использовалась не в музейно-познавательных, а в промышленных целях Боровским солеваренным заводом в окрестностях Соликамска (Пермский край). Сейчас высокие бревенчатые цеха этого комплекса, похожие на башни сибирских крепостей, сохраняются в местном архитектурно-этнографическом музее под открытым небом.
Интенсивное развитие российской экономики после отмены крепостного права (1861 г.) совпало не только со всплеском прагматичной деловитости предпринимателей, но и с кардинальным улучшением качества строительных работ. Повышение надёжности кладочных растворов и машинная выделка кирпича принципиально изменили колорит и формы большинства промышленных зданий 2-й половины XIX в. В это время деловое упрощение многих архитектурных форм отчасти компенсировал так называемый кирпичный стиль, почти не имевший отзвуков в прежнем развитии зодчества и во многом основанный на очень аккуратной кладке с напуском верхних рядов над нижними. Он воплотился, в частности, в зданиях крупных предприятий по производству алкоголя в Орле, Владимире, Калуге, Мариинске (Кемеровская область), Ишиме (Тюменская область), посёлке Локоть (Брянская область). Иногда промышленные сооружения на рубеже XIX–XX вв. строили с мотивами неорусского стиля (петербургский электромеханический завод «Н К. Гейслер», рефрижератор в Хабаровске). Приёмы модерна включены в фасады Фильтроозонной станции (Санкт-Петербург), необарокко использовано для кондитерской фабрики Абрикосовых в Москве.
К промышленным зданиям относятся и крупные типографии. В одной лишь Москве полиграфия связана с разными архитектурными эпохами: Печатный двор (XVII в.) на Никольской улице, Университетская типография (начало XIX в.) на Большой Дмитровке, Скоропечатня Левенсона (1900 г.) в Трёхпрудном переулке, типография «Утро России» (начало XX в.) в Страстном проезде, типография Сытина (начало XX в.) на Пятницкой улице, комбинат газеты «Правда» (1930-е гг.).
До революций 1917 г. самым распространённым типом производственных сооружений в сельском ландшафте были мельницы, использовавшиеся для помола зерна. Они уцелели не только на Русском Севере. Около десятка высоких и монументальных ветряных мельниц-шатровок сохранилось даже в Брянской области, через которую прошла война 1941–1945 гг. (в сёлах Кожановка, Любец, Третьяки, Курово, Кирово, Юдиново, Новополье, при посёлке Марковский). Реже встречаются действующие водяные мельницы (например, на хуторе Холмецком в Брянской области). От каменных заводских корпусов практически не отличаются товарные мельницы (например, Адамова мельница у города Ливны в Орловской области).

Оружейный завод
(город Ижевск, Удмуртская республика)

К концу XIX в. множество больших и мелких российских электростанций вырабатывали электроэнергию. На рубеже XIX–XX вв. их архитектура была стилизаторской, например, с обращением к псевдоготике (дворцовая электростанция в Царском Селе) или к древнеегипетским мотивам (электростанция сельскохозяйственной академии в Москве), а в первые годы Советской власти и НЭПа включала в себя активные признаки неоклассицизма (Волховская ГЭС, МОГЭС в центре Москвы). Тогда же их вытесняла, а потом стала доминировать упрощённая геометричность конструктивизма (Каширская и Шатурская ГЭС, Смоленская ТЭЦ, Нижнесвирская ГЭС). Огромный опыт советских гидротехнических работ 2-й трети XX в. был развит в дальнейшем при сооружении гигантских ГЭС, например, Волжской, Братской, Красноярской. С 1954 г. в России началось производство электроэнергии с помощью ядерной реакции (город Обнинск, Калужская область). Оригинальным дополнением к советской энергетической сети стала Кислогубская ПЭС на Кольском полуострове – первая приливная электростанция в нашей стране (1968 г.).
 

Городская водокачка
(город Владимир)

Хранение. В древнем Пскове склады часто размещали в церковных зданиях, по соседству с храмовым интерьером или под ним. Отдельная 3-х этажная складская постройка с выразительными фасадами, возведённая в XVII в., хорошо сохранилась в московском Симоновом монастыре («Сушило»). «Магазейны» для хранения вина и соли в середине и во 2-й половине XVIII в. хорошо запечатлены архивными чертежами, а бревенчатые магазейны в 4–5 этажей на Русском Севере и в Сибири не только уцелели ко 2-й половине XX в., но также стимулировали создание новейших подобных построек и деревянного «Мастодонта» в городе Камень-на-Оби (Алтайский край). Это необычное крупное зернохранилище, существующее и сегодня, проектировал в конце 1920-х гг. один из зачинателей отечественной космонавтики Ю. В. Кондратюк (А. И. Шаргей).
На градостроительную структуру Санкт-Петербурга сильно повлияло кораблестроение. Здесь с ним связаны такие производственно-складские комплексы XVIII–начала XIX вв., как Адмиралтейство, «Новая Голландия» (одно из первых произведений раннего классицизма в нашей стране) и пеньковые склады «Тучков Буян». На исходе позднего классицизма, в его лаконичных монументальных формах, в 1830-е гг. были построены Провиантские склады в Москве, рационально заполнившие невыгодный асимметричный участок городской территории. Стилистически им близок адмиралтейский Лесной сарай в Кронштадте, перестроенный тогда же. В том же духе возведены большие круглые хранилища сельскохозяйственной продукции, похожие на храмы, в усадьбах Головчино под Белгородом и Спасское в Курской области. Оригинальны по облику и функциональному решению склады-ледники, которые проектировал Н. А. Львов для усадеб в Тверской области (например, в сёлах Никольское-Черенчицы, Митино, Раёк).
С 1887 г. в России стали строить элеваторы — механизированные зернохранилища, изменившие панораму городов, а также ландшафт при крупных станциях и пристанях (например, элеваторы у города Башмаково Пензенской области, в посёлке Хомутово Орловской области, на Обводном канале в Санкт-Петербурге, в Филях рядом с Москвой, при зерносовхозе «Гигант» в Ростовской области).
Весьма разнообразны старинные водоёмные здания — от Водовзводной башни (XVII в.). В подмосковной царской усадьбе «Коломенское» до многочисленных водонапорных башен при предприятиях и железнодорожных станциях. Весьма своеобразна архитектура предреволюционных водоёмных сооружений в Санкт-Петербурге и его окрестностях (башня городского водопровода в Кронштадте, 1830–1870-е гг.), а также газгольдеров 3-й четверти XIX в. при Главном газовом заводе Общества столичного освещения.

Шуховская водонапорная башня (город Выкса, Нижегородская область)

Транспортировка. От начала XVIII в. уцелели сооружения Мариинской водной системы, от начала XIX в. — Тихвинской (северо-запад России). После них углубляли фарватер в других местах России (например, на Москве-реке, Оке, Дону, Северском Донце, Шексне). С большим размахом гидротехнические работы продолжились в советское время (каналы Беломорско-Балтийский (1935 г.), Москва—Волга (1937 г.), Волго-Донской (1952 г.)). На канале Москва–Волга впервые был автоматизирован ряд операций в повседневной работе шлюзов и подъёмных устройств. Прокладка этого канала устранила хронический дефицит в водоснабжении Москвы. А Волго–Донской канал, помимо судоходного соединения крупных речных бассейнов, обводнил засушливые земли по берегам Дона.

Железная дорога для промышленных целей, построенная Е. А и М. Е. Черепановыми, действовала на уральских заводах Нижнего Тагила уже в 1834 г. В 1837 г. вошла в строй 1-я российская пассажирская линия — от Царского Села до Петербурга. В 1851 г. крупная магистраль с многопролётными мостами соединила Москву и Петербург. Эта дорога хорошо сохранила основные станционные сооружения, возведённые под руководством архитектора К. А. Тона. Из множества железных дорог, проложенных позднее, особого внимания по красоте и смелости
Кондитерская фабрика "Красный октябрь" (город Москва)
технических решений заслуживают Транссибирская магистраль (самая длинная в мире) и связанная с ней Кругобайкальская железная дорога, а также Окружная железная дорога по внешнему обводу дореволюционной Москвы и Мурманская железная дорога построенная в годы Первой мировой войны. Среди множества железнодорожных мостов России следует выделить мост через реку Кию у города Мариинска в Кемеровской области (по проекту Н. А. Белелюбского), мост через Енисей у Красноярска, построенный по проекту Л. Д. Проскурякова и удостоенный золотой медали на парижской Международной выставке в 1900 г. Разнообразны и оригинальны многочисленные мосты Санкт-Петербурга (здесь их больше, чем в любом другом городе мира). Сложные бревенчатые мосты, созданные безвестными мастерами, сохранились на севере Европейской России (например, при селе Чёрная Слобода в Вытегорском районе Вологодской области).

 

 

 

наверх    
 
 

© Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии 
(РОСРЕЕСТР)