Главная страница Об Атласе Содержание Справочный раздел English Summary

КУЛЬТУРА
Культурное и природное наследие России

Памятники культовой архитектуры

Церковь Дмитрия на Крови (город Углич, Ярославская область) Церковь Воскресения
на Дебре
(Костромская область)

Церковные здания в историко-архитектурном наследии России — самая многочисленная группа его памятников. В отличие от сооружений иного назначения эти сооружения в течение столетий не меняли свою функцию, а потому не требовали переделок, которые очень часто сопутствуют жилому, административно-общественному, промышленно-хозяйственному и военному строительству. Фактически храмы были самым распространённым типом общественного здания. Повсеместная вера в бога побуждала заказчиков храмового строительства щедро платить незаурядным зодчим и художникам-монументалистам. Благодаря этому церковная архитектура в высшей степени может представлять достижения национального средневекового искусства. Даже в Новое время (с начала XVIII в., когда влияние церкви уступило место светской культуре) она продолжает создавать оригинальные архитектурно-художественные произведения на высшем уровне художественного вкуса и строительной техники. Огромна градостроительная роль церковной архитектуры в русских городах. А на обширных пространствах с невысокой плотностью населения храмы служили и ориентирами для путешествующих.

Георгиевский собор
(город Юрьев-Польский,
Владимирская область)
Исаакиевский собор
(город Санкт-Петербург)
Успенский собор
(город Дмитров,
Московская область)
НОВГОРОДСКО-ПСКОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
Софийский собор
(город Великий Новгород)
Церковь Николая
на Усохе
(город Псков)

Христианство наша страна получила от Византии, но её архитектурное влияние отнюдь не было всеобъемлющим. Самые ранние храмы (конца 1-го тысячелетия) уцелели на крайнем юге Российской Федерации. Их формы довольно просты, и эти здания существенно отличаются от древнейших церквей в центре России.
Уже на рубеже 1-го и 2-го тысячелетий русское зодчество создало крестовокупольный тип храма, не свойственный зарубежной Европе, хотя в древнейших русских храмах (в Новгородско-Псковском регионе, на Смоленщине и к востоку от Москвы) ощутимо знакомство древних мастеров с западно-европейскими архитектурными приёмами. В этих храмах более или менее уцелели замечательные интерьерные росписи XI–XII вв. На фасадах церквей XII в. и 1-й половины XIII в. во Владимиро-Суздальских землях хорошо сохранились первоначальные барельефы с христианской и иной тематикой (Давид-псалмопевец среди животных, Вознесение Александра Македонского, кентавры в русских шапках).
В XIV в. общерусским религиозным и военно-политическим центром становится Москва. С конца XV в., творчески перерабатывая приёмы владимиро-суздальских и итальянских зодчих, она превращается и в общерусский архитектурно-художественный центр. С рубежа XV–XVI вв. в Москве строят храмы с оригинальным крещатым сводом, совершенно не свойственным строительству за пределами России. Позднее (до конца XVII в.) такую конструкцию используют в Коломне, в Калужской земле, в Ростове Великом и Сольвычегодске. В XVI в. в Москве строят храмы в честь реальных недавних событий. Такие здания, с уплотнённо-центричной планировкой и выразительным силуэтом, компенсировали отсутствие скульптурных памятников на улицах и площадях. Тогда же, впервые в России, Москва начинает строить каменные шатровые храмы. В деревянном церковном зодчестве подобные сооружения строились ещё раньше и проявили большую типологическую жизнестойкость.
Общегосударственная смута начала XVII в. была преодолена с участием различных социальных слоёв населения, и это повлияло на демократизацию архитектурных вкусов в церковном зодчестве (живописная асимметрия объёмных композиций и фасадов; их узорочье). В отличие от Москвы и большинства русских территорий ярославцы строили в XVII в. монументантальные 5-ти главые храмы с богатой росписью интерьеров, исполненной московскими мастерами.

Рождественский войсковой собор
(город Новочеркасск,
Ростовская область)
Успенский собор
(город Астрахань)
Собор Вознесения Господня
(город Йошкар-Ола,
республика Марий Эл)
ЮЖНЫЙ ДАГЕСТАН
Джума-мечеть
(город Дербент,
республика Дагестан)
Суннитская мечеть
(город Махачкала,
республика Дагестан)

В последний период древнерусского зодчества (к концу XVII в.) были возведены огромные городские соборы в Астрахани, Рязани, Пскове, а также необычные многоярусные церкви с лепестковым либо крестообразным планом. В фасадах этих зданий преобладали формы нарышкинского стиля с элементами западного маньеризма. Ярусные храмы XVII в. в Великом Устюге и Тотьме оказали сильное влияние на формирование сибирского барокко XVIII в. Его яркие образцы сохранило каменное церковное зодчество в Тобольске, Иркутске, Енисейске, Красноярске. Барокко общеевропейского типа довольно быстро распространилось не только в Петербурге и Москве, доказательство чему — соборы в Смоленске, Туле и Курске. После «Манифеста о вольности дворянской» (1762 г.), освободившего дворян от обязательной военной или государственной службы, в усадьбах строят разнообразные храмы в формах зрелого барокко (Богородицкое на Смоленщине) или классицизма, иногда с парой колоколен — в подражание католическим храмам. Сродни им под влиянием проектов знаменитого русского зодчего В. И. Баженова «тетрадей» - увражей французского архитектора Ж. Ф. Неффоржа заметное место в православном церковном строительстве заняли оригинальные храмы в формах ранней псевдоготики (в сёлах Московской области Быково, Черкизово-Старки и Поджигородово, в усадьбах Баловнево и Вешаловка Липецкой области, в усадьбе Красное под Михайловом и в посёлке Гусь-Железный Рязанской области), а в селе Красное под Старицей, в формах той же псевдоготики возвели эффектный храм, скопировав петербургскую Чесменскую церковь работы Ю. М. Фельтена.
С 1830-х гг. классицизм с выверенными пропорциями и привычными наборами ордерных форм вытесняется эклектичным стилизаторством. Его первый этап — так называемый «византийско-русский стиль», созданный архитектором К. А. Тоном, весьма популярным во 2-й трети XIX в. В советское время единственным действующим храмом, построенным по его проекту, оставался собор в Ельце (Липецкая область).

Свято-Никольская церковь
(город Листвянка,
Иркутская область)
Богоявленская церковь
(город Соликамск,
Иркутская область)
Татарская мечеть с минаретом
(город Касимов,
Рязанская область)

Более последовательно формы древнерусского зодчества (особенно XVII в.) воспроизводились в фасадах церквей, возведённых в последней трети XIX в. и начале XX в. в так называемом русском стиле (храм в усадьбе Высокое на Смоленщине, церковь в Щурове под Коломной, церковь в городе Гусь-Хрустальный, старообрядческий собор в Боровске). Это направление сменил неорусский стиль — одна из разновидностей модерна (церковь в подмосковном селе Фенино, храм на Куликовом поле, храм-усыпальница в усадьбе Талашкино под Смоленском, церковь в селе Пёт Рязанской области).

Кафедральный собор
(город Калининград, Калининградская область)
Костёл Непорочного зачатия
(город Москва)

Как ни странно, на территории Российской Федерации уцелели одиночные оригинальные храмы, построенные в первое 15-ти летие после 1917 г. (собор 1918 г. в городе Данилове, шатровый храм 1930 г. в посёлке Пыталово, входившем тогда в состав буржуазной Латвии).
Средневековые западно-христианские храмы сохранились в Калининградской области (в бывшей Восточной Пруссии). В конце XVII в. стали налаживаться отношения России с католическими странами, и вскоре в Москве был построен каменный костёл. Через сто лет здесь построили храм Людовика (в межконфессиональных формах позднего классицизма) а ещё через столетие — костёл Непорочного зачатия (удачная стилизация под готику). В середине XVIII в. крупный костёл, в переходных формах от барокко к классицизму, возвели в Астрахани. Небольшие красно-кирпичные костёлы, характерные для неоготики, сохранились в Самаре, Смоленске, Челябинске, на Дальнем Востоке.
Из мусульманской культовой архитектуры наиболее интересны: комплекс Джума-мечети VIII в. с медресе XV в., Кырхляр-мечеть (XVII в.) и Минарет-мечеть (XVIII в.) в Дербенте; минарет XV в. в Касимове, барочные мечети 2-й половины XVIII в. (Юнусовская, Марджани) в Казани. Удачно стилизована под средневековые мусульманские храмы Самарканда соборная мечеть в Санкт-Петербурге (начало XX в.).
Архитектура синагог в российских городах довольно разнообразна (Томск, Чита, Саратов, Мариинск, Орёл). Нередко на конфессиональную принадлежность намекают подковообразные арки проёмов, грузный приземистый купол, сдвоенные окна на фасадах, чьи тектонические членения отличаются от привычного европейского зодчества. В искусстве с иудаизмом сближается караимизм. Среди редких храмов караимов выделяется кенаса (1880-х гг.) на Большой Никитской улице в Москве.

Хоральная синагога
(город Москва)
Скульптура Будды Шакамуни
(республика Калмыкия)

Все вышеназванные религии объединяет аврамический монотеизм, резко отличающий их от буддизма. В России большинство буддийских храмов находится в Республике Бурятия и Забайкальском крае. Самые ранние из уцелевших храмов (дуганов) построены в начале и середине XIX в. — соответственно в Агинском и Гусиноозёрском дацанах (монастырях). Великолепный буддийский храм, построенный в 1820-е гг. калмыками в Астраханской губернии, близок по композиции христианскому Казанскому собору в Санкт-Петербурге. Интерьер этого храма, бывшего центром Тюменевского хурула, до 1917 г. украшали знамёна калмыцких полков, которые вошли вместе с русскими войсками в Париж на исходе войны с Наполеоном. В начале XX в. буддийский храм возвели в Санкт-Петербурге, а в конце столетия — в Элисте (Республика Калмыкия) и Нерюнгри (Республика Саха (Якутия).

 

 

наверх    
 
 

© Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии 
(РОСРЕЕСТР)